.::электрические регуляторы напряжения::.

Более современные генераторные установки байков и автомобилей
разработки конца 80-х — начала 90-х годов принципно отличаются
от вышеупомянутых тем, что у их оба вывода обмотки возбуждения изолированы
от корпуса: один соединяется через выключатель зажигания с положительной клеммой
аккумуляторной батареи и «плюсом» бортовой сети, а другой — через коммутирующий
элемент регулятора напряжения с минусом бортовой сети (массой) и, соответственно,
отрицательной клеммой аккума. Такая система является более многообещающей,
потому что делает предпосылки для уменьшения длины соединительных проводов и сокращения
количества разъемов в цепи возбуждения генератора, также для внедрения интегрированных
в него интегральных регуляторов напряжения.
По этому принципу построена электросхема всех ижевских байков, имеющих блок
БПВ-14-10, на низкую надежность которого сетуют очень многие. В первой статье
подверглась рассмотрению возможность подмены этого блока на полупроводниковый регулятор
121.3702 от ВАЗ-2121. Сейчас опишем подмену платы регулятора напряжения, находящейся
снутри БПВ-14-10, на интегральный регулятор Я112-В1, используемый на автомобилях
ВАЗ-2104, -2105, -1111 («Ока»). Этот прибор обладает целым рядом плюсов,
таких как только малые габариты, полная герметизация радиокомпонентов
методом заливки схемы компаундом и широчайшая распространенность на местности
СНГ. Единственный недочет заключается в невозможности его ремонта, так как
прибор неразборный. Беря во внимание, что ремонт электрических конструкций доступен далековато
не многим и не в всех критериях, этот до вод не может служить предпосылкой для отказа
от использования блока Я112-В1 При его применении приметно миниатюризируется износ
контактов замка зажигания. Дело в том, что при выключении напряжения в стандартной
системе электрического оборудования байка приходится всякий раз размыкать электронную
цепь ротора генератора, где течет ток величиной в несколько ампер. Происходящее
при всем этом искрение способно очень скоро попортить контакты в замке.
В приборе Я112-В1 имеется особый управляющий вывод «Б», подключаемый через
замок зажигания. Цепь управления потребляет ничтожно малый ток (на два порядка
меньше, чем в цепи возбуждения). Благодаря этому существенно возрастает ресурс
неотказной работы контактной группы замка зажигания, искрение исключено.
Принципная схема Я112-В1 представлена на рис. 1??? в виде врезки в полумонтажную
схему байка «ИЖ-П5», содержащую самые малые доработки.
Разберем принцип деяния схемы. Допустим, что выключатель зажигания S1 включен,
мотор работает, но напряжение генератора еще не достигнуло величины 14±0,2В. С
находящейся под напряжением клеммы управления «Б» через разделительный диодик
VD3 положительный потенциал поступает на измерительный орган регулятора — делитель
напряжения на резисторах R1, R2, R3. При всем этом стабилитрон VD1 закрыт, потому что
приходящее на него с делителя напряжение очень не достаточно.
Как следует, транзистор VT также будет закрыт, потому что ток в его цепи «база-эмиттер»
не протекает. Транзистор VT2 открыт, потому что по цепи «+АБ» — предохранитель
F -замок зажигания — клемма «Б» — резистор R5 — переход «база-эмиттер» VT2 —
масса («-») протекает базисный ток. В итоге ток протекает по цепи «+АБ»
— предохранитель Р — клемма «+Х8» — клемма «И1+» — обмотка возбуждения генератора
— клеммы «И 2-», «-XI», «LU — открытый переход «коллектор — эмиттер» VT2 — масса
(«-» бортовой сети) и напряжение генератора увеличивается.
При возрастании напряжения генератора до 1403 В напряжение на стабилитроне VD1
тоже растет и наступает «пробой» стабилитрона. Это означает, что стабилитрон
перебегает в открытое состояние и ток начинает протекать по цепочке «+АБ» — Р
— замок зажигания — «Б» — VD3 — R1 — стабилитрон VD1 — переход «база-эмиттер»
транзистора VT — масса. Транзистор VT1 тоже раскрывается и закорачивает переход
«база-эмиттер» транзистора VT2 на массу. Вследствие этого транзистор VT2 немедля
запирается и отключает обмотку возбуждения генератора от массы («минуса»).
Напряжение генератора миниатюризируется, стабилитрон VD1 вновь запирается и процесс
повторяется.
Таким макаром, регулирование напряжения генератора делается ступенчато.
Электрическое реле регулятора напряжения перебегает от включенного к выключенному
состоянию и назад, то подключая обмотку возбуждения к источнику питания, то
ее отключая. Зависимо от режима работы генератора изменяется относительное
время нахождения реле во включенном либо выключенном состоянии, чем и обеспечивается
автоматическое поддержание напряжения генератора на данном уровне.
В регуляторе имеется еще несколько соответствующих частей — диодик VD2 (гасящий)
предутверждает небезопасные для полупроводников всплески напряжения оборотной полярности
(ЭДС самоиндукции) при выключении обмотки возбуждения от цепи питания. Гибкие
оборотные связи, содержащие конденсаторы (С1, цепочка С2-R4-Кб), ликвидируют
воздействие электрических помех и возможность самовозбуждения схемы на высочайшей
частоте, также уменьшают утраты мощности в транзисторах при их переключении.
Резисторы R5 и R8 обеспечивают токовый режим транзисторов. Резистор R7 ограничивает
ток в цепи «+» бортовой сети — клемма «В» — делитель напряжения. Диоды VD3 и
VD4 — разделительные, предупреждают вредное обоюдное воздействие цепей управления
(клемма «Б») и питания (клемма «В»).
Представляет энтузиазм вопрос, как поведет себя данная схема при выключении замка
зажигания?
В данном случае теряется «плюс» на клемме управления «Б», резисторе R5 и, соответственно,
в базисной цепи транзистора VT2. При отсутствии положительного потенциала на
базе транзистор VT2 запирается и обесточивает обмотку возбуждения генератора,
вследствие чего предотвращается возможность резвого разряда аккумуляторной
батареи на обмотку возбуждения. При всем этом сохраняется возможность протекания
очень малых токов по цепи «+АБ» — предохранитель Р — клеммы «+Х8» и «В» — разделительный
диодик VD4- ограничительный резистор R7 — делитель напряжения R1-R2-R3-масса («-»).
При всем этом сила тока может составлять около 0,025А и потребляемая мощность будет
порядка 0,3 Вт.
Легкий расчет указывает, что мотоциклетная аккумуляторная батарея 6МТС-9
может из-за этого наполовину разрядиться за 180 часов.
Как следует, байк, оставленный без движения на срок более суток, правильно
хранить с отключенным аккумом. Для того, чтоб повсевременно не крутить клеммы,
комфортно установить на байке выключатель массы 52.

Схему электрического оборудования хоть какого ижевского байка,
на котором вначале был применен блок БПВ-14-10, можно с наименьшими переделками
привести к виду, показанному на рис. 1. При всем этом следует учесть последующие
особенности:

  • Требуется провести два новых провода — фиолетовый и
    красноватый (последний отмаркирован на схеме узкой темной каемкой по всей длине).
  • В схеме имеется новенькая распаечная клемма «+Х15», которая
    может быть выполнена на базе болта М5, установленного на изоляционной колодке
    либо другим схожим методом.
  • В качестве выпрямителя можно использовать как трехфазный
    мост от блока БПВ-14-10 (осторожно удалив все избыточное), так и авто
    выпрямитель «подкову»
  • Потому что ижевские генераторы не имеют вывода средней точки
    обмотки статора, целенаправлено применить выпрямитель БПВ 11-60 от автомобиля
    ВАЗ-2109. Этот прибор (рис. 2) содержит дополнительный интегрированный выпрямитель,
    имеющий отдельный вывод «Д» (61). На этом выводе при исправной работе генератора
    возникает напряжение +12В. Как следует, если его подключить к выводу
    «86» «жигулевского» реле контроля заряда PC 702 (А) и подать «-» («массу»)
    на вывод «85» означенного реле, будет получена возможность использовать
    контрольную лампочку заряда батареи.
  • При отсутствии БПВ 11-60 можно припаять на оборотной стороне
    платы с выпрямителем от БПВ-14-10 три дополнительных диодика КД 223А (либо
    схожих, на ток более 1,5 А). Эта дополнительная часть схемы показана на
    рис. 1 зеленоватым цветом. Схема размещения диодов на плате ясна из рис. 3.
    Для вывода «Д» (61) целенаправлено использовать пустующую клемму «ХЗ», которая
    сейчас будет действовать точно так же, как клемма «86» генератора байка
    «Ява-638»
  • По мере надобности проверки работоспособности электрических
    регуляторов Я112-В1 и описанного в предшествующей части 121.3702 следует собрать
    схему (рис. 4).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *