Херсонский автоклуб ваз-2106 :: регулятор напряжения

Регулятор напряжения. Для поддержания напряжения в бортовой сети автомобиля на неизменном
уровне 13- 14 В, независимо от оборотов ротора,
применяется вибрационный двухступенчатый регулятор напряжения типа РР-380. На части автомобилей устанавливается безконтактный электрический регулятор напряжения типа 121.3702. Он
может применяться заместо регулятора РР-ЗВО без
каких-то переделок в схеме электрического оборудования автомобиля.

Регулятор напряжения РР-380 представляет собой электрическое реле. Как у
каждого реле такового типа, у него есть магнитная
система, состоящая из цилиндрического сердечника и U-образного ярма 9, катушка с обмоткой 6
на пластмассовом каркасе, якорь 7 с подвижным
контактом и две стойки 4 и 5 с недвижными
контактами. Пазы в стойках позволяют передвигать их ввысь и вниз при регулировке регулятора.

Верхний и нижний контакты якоря в сочетании
с контактами стоек образуют две пары контактов
— верхнюю и нижнюю. Пружиной якорь прижат к
контакту верхней стойки. Подгибая нижний кронштейн пружины, можно изменять ее натяжение и
этим регулировать величину напряжения, при котором будет размыкаться верхняя пара контактов.
Под основанием на изоляционной прокладке находятся термокомпенсирующий 1 и два дополнительных резистора 2 с общим сопротивлением 5,5 Ом.
Дроссель 3 служит для уменьшения искрения меж
верхней парой контактов.

Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Реле 20 типа РС-702 предназначено для включения контрольной
лампы в композиции устройств, когда напряжение
генератора недостаточно для заряда аккумуляторной батареи. Напряжение размыкания контактов
реле при (25+5) «С составляет (5,3+0,4) В, а
замыкания 0,0-1,5 В. Сопротивление обмотки равно 29 Ом.

Работа системы генератора. В работе системы генератора можно выделить три режима:
работа при малой, средней и высочайшей частоте
вращения ротора генератора.

I Режим. Это режим запуска мотора, когда он еще не работает либо
прокручивается стартером. В данном случае потребители питаются от аккумуляторной батареи. На
этом режиме после включения зажигания в цепи
обмотки возбуждения генератора протекает ток,
замыкающийся по пути: «плюс» аккумуляторной батареи — выключателя зажигания 17 — предохранитель «10» штекер «15», сердечник дросселя 3,
замкнутые верхние контакты. якорь. ярмо. штекер
«67» регулятора штекер «67» генератора — обмот-
ка возбуждения генератора — «масса» — «минус»
аккумуляторной батареи.

Этот ток делает магнитный поток, который при вращении ротора генератора пересекает витки обмотки статора генератора и наводит в их электродвижущую силу.
Сразу протекает ток через обмотку 6 регулятора напряжения, который делает магнитное
притяжение якоря регулятора к сердечнику, но
еще не так сильное, чтоб притянуть якорь
к сердечнику и разомкнуть верхнюю пару контактов регулятора напряжения. Сразу пылает
контрольная лампа 19, сигнализируя о том, что
все потребители питаются от аккумуляторной батареи.

Ток через лампу идет по пути: «+» аккумуляторной батареи выключатель зажигания предохранитель «9» — замкнутые контакты реле 20 —
контрольная лампа 19 — «масса» — » аккумуляторной батареи.

II режим. После запуска мотора выпрямленное напряжение генератора превосходит
напряжение аккумуляторной батареи. Обмотка возбуждения генератора и обмотка регулятора напряжения питаются от генератора. При всем этом ток идет
от зажима «30» генератора и замыкается через
«массу» на выпрямитель генератора. Аккумуляторная батарея заряжается. Под действием выпрямленного фазного напряжения через обмотку реле
20 протекает ток по пути: зажим «30» генератора
— выключатель зажигания — предохранитель «9» —
обмотка реле — штекер вывода нулевой точки обмотки статора генератора — выпрямитель генератора.

Когда выпрямленное фазное напряжение добивается 5,3-5,7 В, якорь реле притягивается к
сердечнику, контакты реле размыкаются, и лампа
угасает, сигнализируя о том, что выпрямленное
напряжение генератора стало больше напряжения
аккумуляторной батареи. При возрастании частоты
вращения ротора генератора напряжение возрастает и, когда оно достигнет 13,2-14,3 В, магнитное усилие преодолевает натяжение пружины, и
якорь 7 притягивается к сердечнику.

При этом верхняя пара контактов размыкается, в цепь обмотки возбуждения врубаются дополнительные резисторы 2. Напряжение генератора падает, соответственно миниатюризируется и магнитное притяжение
якоря к сердечнику. Пружина оттягивает якорь в
начальное положение, верхние контакты замыкаются, напряжение генератора опять увеличивается, и
описанный цикл повторяется. Замыкание и размыкание верхней пары контактов происходит с частотой 25-250 раз за секунду, и напряжение генератора на выходе выпрямителя с таковой же
частотой то увеличивается, то снижается.

Благодаря высочайшей частоте размыкания и замыкания контактов, колебания напряжения неприметно, и можно
считать его фактически неизменным, поддерживаемым на уровне 13-14 В. С предстоящим повышением частоты вращения ротора генератора время разомкнутого состояния контактов возрастает, а
время замкнутого состояния миниатюризируется. Благодаря этому среднее напряжение на выходе выпрямителя генератора увеличивается некординально.

III режим. При высочайшей частоте вращения ротора генератора 1-ая ступень регулирования (на верхней паре контактов) уже не обеспечивает поддержания напряжения на уровне 14 В. Напряжение
генератора увеличивается до 13,9 14,5 В, и якорь
притягивается к сердечнику до замыкания нижней
пары контактов. При всем этом оба конца обмотки возбуждения оказываются замкнутыми на «массу». Ток
в обмотке возбуждения резко падает до нуля, и
напряжение генератора также резко миниатюризируется.
Это приводит к уменьшению силы тока в обмотке
регулятора и понижению магнитного притяжения
якоря к сердечнику.

Пружина оттягивает якорь от сердечника, нижние контакты размыкаются, и описанный процесс повторяется опять с частотой 80-100 раз за секунду. Температурная компенсация.
При работе мотора температура регулятора увеличивается как от нагрева его обмотки и резисторов, так и от роста температуры в моторном
отсеке. Как следует, увеличивается сопротивление
медного провода обмотки регулятора, миниатюризируется
протекающий по ней ток, и требуется большее
напряжение, чтоб разомкнуть верхние контакты и
замкнуть нижние.

Чтоб напряжение не изменялось при колебаниях температуры, в нем предвидено
два вида температурной компенсации. 1-ый — это включение поочередно с обмоткой 6 термокомпенсационного резистора 1 величиной 19 Ом
из нихрома с малым температурным коэффициентом
сопротивления. Он уменьшает изменение сопротивления в цепи обмотки, но вполне не избавляет
увеличения напряжения. Потому в регуляторе есть
еще и 2-ой вид температурной компенсации
якорь прикреплен к ярму при помощи биметаллической пластинки. При нагревании она стремится
изогнуться в сторону сердечника и делает силу,
противодействующую пружине, оттягивающей якорь
от сердечника.

Работа регулятора напряжения 121.3702 состоит в выключении обмотки возбуждения, если напряжение становится выше 13,4-14,6
В. и включении ее, если напряжение падает ниже
этого предела. Это обеспечивается за счет запирания и отпирания массивного транзистора в схеме
регулятора. Отключение и включение колебаний
напряжения генератора фактически неприметно.

На главную

Херсонский автоклуб ВАЗ-2106 © 2007-2010
Работает на phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Изготовлено в

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *